Еще на стадии формирования двигательных навыков фехтовальщику даются определенные логические модели, с помощью которых выстраиваются движения. Далее на их основе выбирается тактика действия. Если в качестве примера рассмотреть палермитанский и неаполитанский стили фехтования, то можно увидеть, насколько грамотно выстроены эти системы и сколько они имеют особенностей.
1. Логические модели
Логическая модель боя — осознанные образы, которые дают логически определенную целостность в представлении движений, из которых, в свою очередь, формируются технические элементы.
Неаполитанское фехтование характеризуется четырьмя метафорическими логическими моделями животных: волк, тигр, носорог и орел. У первых двух метафорических логических моделей — норманнское происхождение, следующие модели относятся к африканским моделям построения движений.
Как видно из вышеприведенного рисунка, существует система, которая управляет набором неаполитанских масок. В результате анализа источников неаполитанского фехтования, можно утверждать, что это танец Тарантелла, который приводит в движение метафору логических моделей животных. Следовательно, таким способом строится общая модель системы неаполитанского фехтования, которая включает соответствующие символические логические модели. Именно на них основываются рекомендуемые технические элементы.
Данный вид фехтования характеризуется наличием рекомендованного пакета технических элементов, приблизительно 5–6, и другими, которые фехтовальщик выбирает сам для себя самостоятельно. Необходимо учитывать, что все технические элементы соответствуют 50 принципам. В неаполитанской школе фехтования таким способом формируется собственная система на основе соответствующих метафорических логических моделей. Считается, что в данной системе это полный набор моделей, которые способствуют эффективному ведению боя. В трактате о неаполитанском фехтовании Теракузы и Вентуры можно заметить, что в бою фехтовальщик может задействовать два оружия, например, шпагу и кинжал, то есть используются две логические модели вместе. Все логические модели и технические элементы системы взаимодействуют между собой.
Палермитанский стиль характеризуется другими четырьмя метафорическими логическими моделями: хищная птица, змея, морской еж (кот), плащ). Подробнее все схемы устройства этого стиля были изложены ранее.
2. Подход с точки зрения психики
Важно понимать, что в палермитанском стиле, логические модели, кроме того, что объясняют логику нанесения ударов, также являются прототипологическими моделями , при построении самой системы. Таким образом, воинская система, с одной стороны, будет учить человека определенному пониманию и принципам, в виде исчерпывающей вариативности и способности прогнозировать противника. С другой стороны, система научит управлению скоростью на эшелонах, а по сути, появится модель срабатывания памяти на каждый прототип (логические модели).
Когда речь пойдет о неаполитанском стиле фехтования, то вместо прототипов, будут срабатывать архетипы. Изучая источники, можно увидеть, что логика движений построена на прототипологической модели животного и некой архетипологической модели животного в коллективном бессознательном.
Что касается прототипа (в воинской системе), то речь идет о самих движениях, то есть о формировании сердечника системы (исчерпывающего множества фундаментальных элементов и компонентов, которые формируют общую базу системы).Что касается архетипа (в воинской системе), то речь идет о некой системе, на которую, как на основание, «накручиваются» движения. В жизни это будет роль (персонаж) и двигательно-лингвистические цепочки (слова и действия). Эта категория связана с психологией человека. В данном случае, разница между архетипом и прототипом будет заключаться в том, что прототип «накручивает» вариативность технических элементов. Когда речь идет об архетипах, то они обеспечивают некую связку заранее созданных моделей.
Можно сопоставить эти подходы на таком наглядном примере:
- в одном случае (архетипологический подход) — конструктор движений уже готов, собран. Неаполитанская система— изначально законченная воинская система, готовая к применению.
- а во втором случае (прототипологический подход) — предлагается самостоятельно собирать конструктор так, как считает нужным фехтовальщик.
3. Подход с точки зрения практики
Палермитанский стиль служит неким генератором новых идей о том, как выполняются те или иные технические элементы (подробнее об этом есть в статье «Что такое Палермитанская школа фехтования») , а неаполитанский стиль — это система, в которую эти идеи, впоследствии встраиваются.
Таким образом, «рекомендованный пакет» (общий набор технических элементов, которые включает в себя данная система) предоставляется изначально в неаполитанском фехтовании, а «индивидуальный пакет» будет формироваться на основе сгенерированных идей (палермитанского стиля), а также отличий и особенностей конкретного человека. «Индивидуальный пакет» для человека — набор технических элементов для конкретного человека, который формируется, в том числе на основе физиологических, психологических, анатомических особенностях человека и т.д.
Можно увидеть, что неаполитанская и палермитанская системы фехтования тесно связаны между собой и взаимодополняют друг друга, потому что, без палермитанской системы не будет возможности создать «индивидуальный пакет» в неаполитанском фехтовании, и, наоборот, общая программа также нужна для индивидуализации фехтования.
На сегодняшний день, среди современных единоборств, такого системного взаимодополнения практически не встретить. Современные единоборства, как правило, не включают в себя научную часть, а также систему взаимодействия между человеком и оружием и т.д.
Подытожим
Если суммировать вышесказанное, можно прийти к выводу, что сердечник системы строят прототипы (это логика процесса). В данном случае, человек осмысливает системы и принимает решения о дальнейших действиях. В то время, как архетипы строят тактическую линию действий и поступков, а также психологию, то есть, при помощи тактических моделей, человек реализовывает свой замысел. Вся эта система срабатывает за счет соединения наук (биомеханики, нейрофизиологии, математики и т.д.) и прототипов. Так срабатывает логика процесса, то есть, обработка данных, принятие решений, осмысление и внесение изменений.
В том числе, когда речь идет о тактике, срабатывают три компонента:
- конкретный архетип,
- фундаментальная наука (биомеханика, нейрофизиология, математика и т.д.) и
- психология (как абстрактная наука, вынесенная отдельно), которая в бою крайне важна, потому что именно она отвечает за управление страхом. Более того, раньше психологию обозначали, как науку о мистике (символическом) и рационализме, о чем писал Бласко Флорио в трактате «Наука о фехтовании» 1844 г.
Будьте всегда в курсе новых событий школы, и первым узнавайте о полезных и применимых вещах в телеграмм-канале @destrezaachinech