Если человек, совершая определенные действия, не получает нужного ему результата, пора задаться вопросом «Что я могу изменить в своем подходе, чтобы результат получился?». Очевидная мысль дается с трудом, ибо большинство из нас делает принципиально те же самые вещи только под другими названиями, и это сложно назвать сменой подхода. Так или иначе без разума тренировать тело невозможно, поэтому при смене подхода важно учитывать модель разума, применимую к тренировкам. Рекомендую ознакомиться с главой 5 книги «Работа разума в режиме выполнения задач», в которой подробно изложены функции разума, его назначение, а также пояснения модели разума, и переходить к комментариям с позиции фехтования.
Придется изменить подход
То есть человек стремится получить желаемый результат, но при этом совершенно забывает, что для этого придётся изменить подход.
Наставник, тренер—это человек, вкладывающий в будущую личность посредством тренировок и достижения результатов верную философию (перестраивает его разум).
«Работа разума в режиме выполнения задач», гл.5
Все мастера школы Испанского фехтования, начиная с самого ее начала, твердят о разнице подходов людей и в каждом труде вы найдете сравнение рабочего и нерабочего подходов. И понятно, что нерабочий подход не гарантирует, что вы останетесь в живых, используя его, ибо вы не понимаете причин и следствий ваших действий, а значит полагаетесь на случай. Когда дело касается жизни и смерти, очень сомнительно и глупо полагаться на случай.
Наблюдая все эти потуги необходимо сказать, что они просто теряют время, которое могли потратить с пользой для себя, если бы они любили собственное невежество меньше, чем стремление найти способ как сделать лучше.
Жерар Тибо
Сердечники
Принципиальная схема разума выглядит следующим образом: плато и диапазон.
Плато — это ясная, понятная система биомеханической тренировки (в том числе учитывающая все потенциальные события и базовые навыки для управления таковыми событиями), обеспечивающая опору навыков. Притом обычно такая система может быть не в единственном числе.
Диапазон — это уровни мастерства.
«Работа разума в режиме выполнения задач», глава 5
В качестве плато вы можете использовать сердечник (т.е. набор базовых технических элементов, присущих данной школе и ее стилям). Например, КАПО-машина представляет собой один из таких сердечников. Напомню, что три стиля Дестрезы другими словами называются 52я (стиль Маттея — обманный), 54я (стиль Виллардита — атакующий) и 56я (стиль Чьяккио — контр-атакующий) технологии по числу технических элементов в их сердечнике. Однако не стоит пугаться такого количества, в базе лежат технические элементы классической Дестрезы и дополнены соответствующими логическими моделями, направленными на решение задач, для которых каждый из стилей и предназначен. В книге «Обманчивая тишина» вы найдете полное этому объяснение.
В качестве иллюстрации диапазона (уровней мастерства) можно отметить слова мастера Дестрезы Алексея Ивановича Явтушенко:
Любая рабочая система имеет свое устройство. В данном случае фехтование тоже имеет некое устройство. Если подходить к какому бы то ни было вопросу, в нем нужно разобраться. Понятно, что не всегда нужно углубляться и можно пользоваться следствиями какой-либо науки, например, ее продуктом, алгоритмом, приемом, который решает конкретную задачу. Но если мы имеем дело с человеком, который хочет быть мастером, то он вынужден комплексно подходить к изучению этого вопроса, к пониманию того, что он делает, т.е. знать все и далее, в взаимозависимости от того, что нужно в данный момент, использовать эту науку, при реализации задач. Исторически доказано, что эти принципы и навыки возможно не только в фехтовании использовать, но и в других плоскостях жизни. И мы ежедневно демонстрируем, что используем Дестрезу в жизни и у нас получается решать совершенно разные задачи.