Недавно в разговоре знакомый восхищался американским тренером боевых искусств, создавшем свою систему на базе ФБИ (Филиппинских боевых искусств). При этом его ВПЕЧАТЛЯЕТ, что подобные авторские системы с ФБИ довольно популярны в вооруженных силах США и других стран. Вероятно, для него это показатель работоспособности системы. Но факт, что ФБИ — производное Испанской воинской системы (Дестрезы), как-то обходят стороной. Популярно сегодня только то, что в конкретный момент времени упоминается в силовых структурах. И заметьте, «мода» такая постоянно меняется.
Один из великих полководцев как-то сказал такую фразу:
«Стратегия без тактики — это самый медленный путь к победе.
Тактика без стратегии — это просто суета перед поражением».
Те, кто разрабатывает свою авторскую систему, не сумев разобраться с первоисточником (а по сути заново пытаются изобрести велосипед), это все равно что суетиться перед поражением. А при поражении, они заменят эту на другую тактику, и т.д. и т.д. Причина в том, что нет понимания методики боевых систем. И это исторически видно на многих примерах.
Ознакомившись с методикой можете читать дальше. Так как теперь у вас нет возможности верить мифам, вы понимаете как устроена воинская система принципиально. И можно перейти к следующей части — истории. Не зная истории, вы будете повторять свои поражения. Это имеет огромное значение для тех, кто практикует воинские искусства. В этом деле важно знать правду и понимать, откуда появилось боевое искусство, которым вы занимаетесь.
Примером такого мифа является миф о Лапу-Лапу и гибели Магеллана, основанный на версии что «Лапу-Лапу убил его палкой» или «Лапу-Лапу убил его мечом». Все это не соответствует действительности. Согласно фактической истории, один из вождей острова Лапу-Лапу привёл людей численностью в тысячи раз больше численности испанцев. Когда люди Магеллана пришли, жители острова стали стрелять по ним из луков с отравленными стрелами и кидать в испанцев отравленные копья. Тела испанцев не были прикрыты доспехами, что и послужило причиной их гибели и, в частности, гибели Магеллана. Об этом факте пишет историограф кругосветной экспедиции Магеллана Антонио Пигафетта в своей работе «Путешествие Магеллана».
Первостепенное и непосредственное влияние на культуру Филиппинских островов оказал Восток. Людям приходилось бежать из Китая, Японии, Кореи, Вьетнама, Тайланда, Индонезии на острова в центре Тихого океана, когда им больше не представлялось возможным оставаться жить на родной земле ввиду тех или иных событий, происходивших в те времена. Потому на Филиппинах произошло смешение культур разных народов. Посмотрев на изображения древних Филиппин, можно увидеть людей, которые выглядят также, как и любая другая древняя группа: почти голые, в одежде из кожи, с деревянными щитами и копьями. Так же выглядели представители групп в Мексике и Южной Америке.
«Мой ученик из Европы является мастером фехтования, – рассказывает Гранд Маэстро Брэм Фрэнк. – Совместная работа с ним позволила увидеть, как испанское вооружение позволяет выполнять приемы Филиппинских боевых искусств. Очевидно, филиппинцы адаптировали Испанские боевые искусства, но без испанского вооружения».
Благодаря испанцам на Филиппинах появился новый класс людей, изучивших испанское фехтование.
Увидеть испанский бой можно просто посмотрев на приемы, используемые филиппинцами, и их вооружение. К примеру, много ножей, главным образом применяемых в Филиппинских воинских искусствах и называемых «spada», имеют испанское происхождение. Очевидно, что в Филиппинской системе Кали все названия являются испанскими, а не филиппинскими.
В Филиппинской системе Кали пара палка и нож является основным криминальным элементом. Палка и нож – это тренажер, который прорабатывает все, остальное в Филиппинской системе проистекает отсюда. Когда человек способен работать с последовательностью «палка и нож в обеих руках», тогда он сможет сработать при помощи любого вида клинкового оружия. Эта основная машина (палка и нож) называется «Арнис (Arnis)».
В ходе исследований стало понятно, что Кали – это определенная модель боя, а не воинское искусство, как принято считать, и эта модель боя способна формировать любое воинское искусство. В нее можно вставить любые технические элементы и, соответственно, количество технических элементов в Кали может быть бесконечным. Главное, чтобы эти технические элементы соответствовали модели Кали и их можно было вставить.
Вспоминайте Палермитанский стиль Испанского фехтования, вспоминайте его 21 блок, каждый из которых представляет собой отдельное единоборство. Блоки могут работать как вместе, так и каждый отдельно сам по себе. Вспоминайте документальный фильм «Корабельный Бог», а также научный семинар «Францисканская палка«. Вы также видите палку и клинок, работа ими в паре и по-отдельности. Разобравшись с техническими элементами, как в филиппинских БИ, так и в Испанской школе, вы увидите три рабочих круга:
- расположен на полу и обеспечивает движение ног;
- находится между поединщиками, обеспечивает направление техники, на которую накладываются технические элементы;
- находится перед человеком, описывает углы нанесения ударов.
Итого, три круга, но на самом деле один, поскольку это – круг, вращающийся в глобусе. Этот принцип обеспечивает универсальность, многофункциональность применения в различных ситуациях, с разным оружием в руке и условиях, а также позволяет корректироваться без привязки к заученным до автоматизма приемам. Модель Кали универсальна, и в нее можно вставлять любые технические элементы. Почему это возможно? Дело в том, что в Испанском фехтовании существует два понятия: «рекомендованный пакет технических элементов» (основной) и «дополнительный пакет технических элементов».
Для закрепления материала будет полезен фрагмент исследований и работы над книгой «Мое научное исследование Филиппинской системы Кали» ученого Ph.D. Олега Мальцева (Oleg Maltsev) и Sifu/Гуру Филиппинских воинских искусств, стилей Вин Чунь и Джит Кун-До, главного инструктора Rister International Martial Arts Джона Ристера (Jon Rister):
Как бы люди ни придумывали мифы, легенды или маркетинговые ходы, история и факты показывают, что Филиппинские боевые искусства имеют в своей основе Испанскую систему, адаптированную под их условия. Безусловно, ваш выбор чем вам заниматься, и вы должны помнить, что нужно будет как минимум кое-то корректировать под ваш климат и условия и противников. Однако вы теперь знаете фактическое положение вещей относительно ФБИ и уже не сможете заблуждаться.