Сегодня существует ряд предустановок и стереотипов о том, каким должно быть фехтование или в принципе боевое искусство. И вряд ли современному человеку придет в голову рассматривать его как науку.

А знаете ли вы, что еще в половине XIX века был в большом почете труд Бласко Флорио под названием «Наука фехтования»? В то время умение фехтовать все еще было основным боевым искусством и ключевым навыком, позволявшим людям дольше жить. Однако сегодня можно отметить ряд особенностей, что было бы полезно учесть для себя каждому, кто учится на чужих ошибках, чтобы не допускать их.

  1. Люди повторяют за другими. А повторяя и часть полезного, человек за одно повторяет и чужие ошибки. При копировании чего-либо невозможно понять, почему тот или иной человек сформировал такую базу движений.
  2. В лучшем случае люди объясняют для себя работоспособность чего-либо связкой поведенческих стереотипов. Однако смею напомнить вам, что человек — не только биомеханика, никто не отменял страх или агрессию и еще ряд интересных психологических эффектов.
  3. Люди делятся своим мнением и опытом, передают информацию только о частных случаях. Это хорошо видно на таких примерах, когда мастер говорит, что у него это работало в определенных условиях, в определенном году, или в определенной местности. Например то, что работает на Филлипинах малоприменимо к нашим условиям по причине того, что у нас по полгода люди ходят закутанными в теплую одежду.
  4. Люди синтезируют из разных видов боевых искусств что-то свое. Понадергают кусками технику и получается такая себе «авторская» методика. На сегодняшний день число синтезированных боевых систем продолжает расти.
  5. Людям часто предоставляют малую часть общей системы, дается фрагментарный подход вместо системного. И люди довольствуются частью вместо целого, т.к. проверить насколько полную информацию ему передали, он не может. А значит человек вынужден самостоятельно достраивать ее путем проб и ошибок.

Разные математики всегда будут понимать саму науку одинаково, во всяком случае ее закономерности. Если существует адекватная система боя, то она должна быть единой в отражении предметных закономерностей, вне зависимости от того, сколько людей ею занимаются и где они находятся.

Каким должно быть фехтование или боевое искусство, чтобы позволяло защитить себя при нападении 1
Вполне логичные последствия тех воинских систем, в основе которых отсутствует научный подход:
  • Не зная методики и не понимая, к чему движется человек, другими словами, не зная, что он постигает — он не сможет понять, на каком этапе он находится в тот или иной момент времени и сколько этапов еще впереди.
  • Человек не понимает как это работает, не понимает особенности построения движений, которые будут не заученными элементами, а построены на логических моделях.
  • Человек не понимает особенности выбора оружия или любого другого инструмента, необходимого для решения задачи. Он привыкает работать только с тем, с чем тренируется в зале.
  • Тратятся годы на приобретение практики в случайном выборе поведенческих стереотипов.

Как следствие всего этого, жизнь человека превращается в лотерею, выживет он или нет, сможет защититься при нападении или нет. А с учетом того, что люди в принципе склонны преувеличивать свои способности, они еще чаще попадают в опасные для их жизни ситуации, нежели те, кто вообще никаким боевым искусством не занимался.

Воинское искусство всегда шло бок о бок с наукой

Когда-то Командор рыцарского ордена Иисуса Христа Дон Иеронимо де Карранза сказал: «В минуту опасности человек не боится делать то, в чем он уверен». И в своем труде «Философия оружия» он всячески предостерегал учеников делать то, в чем они до конца не разобрались. Выходит такая ситуация, что в XVI-XIX вв. воинское искусство шло бок о бок с наукой, а сегодня мы имеем фрагменты, домыслы и стереотипы, а боевое искусство превращается в спорт, непригодный для самозащиты. Понятно, что это напрямую связано с запретом на мечи, а потом и на холодное оружие в целом, но вся жестокость жизни в том, что люди не меняются, и все те же причины побуждают их нападать, грабить, мстить и т.д. и совершенно никто от этого не застрахован.

Таким образом, можно сделать вывод, что еще в 1844 году (Бласко Флорио «Наука фехтования»), воинское искусство достаточно аргументировано обосновывалось как наука, а в XXI веке — после кризиса индустриальных массовых войн, возвращение к представлению о воинском искусстве вернуло большинство практиков к фрагментарности, преобладанию различий в представлениях полностью зависимых от личных убеждений и предпочтений того или иного мастера. С верным же подходом, основанным на науке, можно изучить исчерпывающий набор ситуаций, случаев, которые могут возникнуть в жизни и пройти их заранее; осознать научную субстанцию, которая формирует фундамент для понимания, освоения навыка, использования системы или методики в жизни. Пусть читателя не пугает сложность подхода, наука больше важна мастерам. Для более быстрого освоения навыков науки сведены к блокам логических моделей, это позволяет их применить в любой ситуации, в том числе и на уровне логики и мышления человека.

«В данном трактате вы найдете сходство между науками, отношением Дестрезы с ними, и к каким из них ее нужно подчинить

Будьте всегда в курсе новых событий школы, и первым узнавайте о полезных и применимых вещах в телеграмм-канале @destrezaachinech

Поделиться: