Пример использования двигательной модели

Несколько слов о модели, которая позволяет эффективно принимать решения. При принятии решений человек может столкнуться с некой проблематикой – он не учел определённую информацию и при реализации задачи у него возникли дополнительные вопросы, ко-торые он ранее себе не адресовал. Эту проблематику разрешает модель. Модель захватывает все, что касается конкретной задачи, и, соответственно, если мы ответим на каждый вопрос (зная модель), то ничего не упустим при принятии решения. При этом, одним из условий будет являться навык самого человека работать с конкретной моделью.

В данном случае я объясню ту модель, которая понятна мне. Безусловно, для каждого человека можно подобрать ту модель, которая его быстрее включит в решение задачи и понимание того, что необходимо делать. Некоторые люди используют в качестве модели мотоцикл, некоторые используют модель поединка. Самые эффективные модели – всегда двигательные. Обращу внимание читателя на то, что приведенная мною ниже модель — это модель, которая наиболее понятна и доступна мне, так как с этим типом модели я работаю каждый день.

Для начала предлагаю условно разделить любую задачу на четыре элемента, понимание которых позволит человеку принять безошибочное решение.

  • Итак, у любой задачи существует начальное положение вещей – то положение, в котором человек находится в данный момент времени. Это первое положение, в котором находится человек.
  • Соответственно ему необходимо прийти во второе положение — это конечный результат (когда задача решена). То есть человек находится в начале, где задача еще не решена, и где-то в будущем (в конце), задача уже выполнена. Соответственно, между настоящим и будущим существует некая дистанция, которая выражается в определенных сроках, в некой физической дистанции (я нахожусь сейчас в городе «А», а должен попасть в город «В») – в любом случае присутствует дистанция интеллектуальная, физическая и т.д.
  • Кроме понимания начального и конечного положения вещей важно понимание того, кем человек является в настоящий момент времени, то есть сможет ли он объективно справиться с задачей или нет. Например, студент первого курса юридического факультета вряд ли без посторонней помощи адвоката сможет справиться с задачей выиграть суд и ему необходимо это понимать до того, как он приступит к реализации задачи – еще на стадии принятия им решения.
  • Четвертым элементом будет являться уровень решения задачи, так как задачи бывают разные – от приобретения автомобиля до заключения сделок на миллионы долларов. Соответственно – и уровни решения этих задач будут разными.
Как принимать решения
Теперь предлагаю рассмотреть все четыре элемента на модели поединка.

Точка «А» — это начало. Находясь в этом положении во время поединка, человек может не объективно оценить своего противника, то есть кто перед ним и на что этот человек способен. Если человек недооценивает своего противника, то он примет неверное ре-шение и не получит необходимый ему результат, ведь противник может оказаться сильнее, умнее, подготовленнее. Первая ошибка — точка «А» — когда человек необъективно оценивает себя, ситуацию и то, как сейчас обстоят дела. Соответственно — все последующие его решения и действия будут ошибочными.

Точка «В» — конечное положение вещей, то, к чему необходимо прийти. Еще находясь на начальном этапе, человек может неверно для себя сформулировать то, что будет являться результатом и, придя в это положение вещей, получить обманутые ожидания. Например, при необходимой обороне задача того, кто обороняется – остановить нападающего, причинив последнему минимальный вред и задержать его. Убийство же нападающего может привести к последующему тюремному заключению того, кто изначально оборонялся. То есть задержание преступника и его убийство – это разные конечные положения вещей.

Третья ошибка – это непонимание расстояния между точкой «А» и точкой «В». Например, человек может вступить в поединок полагая, что схватка займет минимальное количество времени, а все затянется на несколько месяцев. Здесь также важен фактор времени получения результата. То есть, результат необходим сейчас, а через два года он уже может быть не нужен.

Четвертая ошибка – уровень решения задачи. При принятии решения необходимо понимать какие инструменты и механизмы для решения задачи есть в наличии, то есть с помощью чего будет достигнут результат (с помощью слова, определенных навыков и так далее). На данном этапе можно совершить множество ошибок, например, в случае с моделью поединка, эффективным может быть нож, но этот предмет может быть вне закона определенного государства. То есть человек выбрал слишком высокий уровень решения задачи (использование ножа), что приведет его в тюрьму.

использование модели при принятии решения

Подытоживая изложенное, отмечу, что использование модели при принятии решения позволяет не только принять верное решение, адресовать себе заранее вопросы, с которыми можно столкнуться уже в ходе выполнения за-дачи, но и понять, что же необходимо использовать для того, чтобы получить результат.

Источник: Результаты работы ученых. Том 2 № 8 (2021): Актуальные вопросы механизмов принятия решений

Мастер воинских искусств, руководитель школы фехтования «Destreza Achinech», специалист в сфере безопасности бизнеса и личной безопасности Алексей Явтушенко

Будьте всегда в курсе новых событий школы, и первым узнавайте о полезных и применимых вещах в телеграмм-канале @destrezaachinech

Поделиться: